четверг, 11 декабря 2025 г.

Закрытая распродажа: запретят ли маркетплейсам скидки и рассрочки (https://profile.ru).

Краткое описание:

Закрытая распродажа: запретят ли маркетплейсам скидки и рассрочки. Спор между банками и маркетплейсами по поводу законности скидок, разгоревшийся ...

Скриншот страницы:

                                             Закрытая распродажа: запретят ли маркетплейсам скидки и рассрочки - Информационное агентство Деловой журнал Профиль - profile.ru                      window.yaContextCb = window.yaContextCb || []                                                                                                                                                                                                            11 декабря 2025            USD  77.9   +1.09      EUR  91.38   +1.95                                                    Статьи     Новости     Military     Экспертное мнение     Деловой клуб     Автомобили     Экономика     Финансы     Политика     Путешествия     ЕАЭС           Другие рубрики            Спецпроект «Юрий Мамлеев»     Календарь событий     Зарубежье     Армия     Персона     Наука и Технологии     Культура     Общество     Спорт     Здоровье     Происшествия     Дайджесты     Стиль жизни     Новости партнеров     Интересное       Контакты     Редакция     Рекламная служба     Поиск по сайту     Мобильное приложение     Награды     Правила цитирования     Подписка                                                                                                                                                                                                                                          Общество        Новости                                      Статьи     Новости     Military     Экспертное мнение     Деловой клуб     Автомобили     Экономика     Финансы     Политика     Путешествия     ЕАЭС           Другие рубрики            Спецпроект «Юрий Мамлеев»     Календарь событий     Зарубежье     Армия     Персона     Наука и Технологии     Культура     Общество     Спорт     Здоровье     Происшествия     Дайджесты     Стиль жизни     Новости партнеров     Интересное       Контакты     Редакция     Рекламная служба     Поиск по сайту     Мобильное приложение     Награды     Правила цитирования     Подписка            Операция на Украине      Military      Экономика      Экспертное мнение      Деловой клуб                                                                                                                                                                                                                              Главная страница   Статьи   Закрытая распродажа: запретят ли маркетплейсам скидки и рассрочки                            11.12.2025 08:02        Ольга Громова             Наталья Седова                     Закрытая распродажа: запретят ли маркетплейсам скидки и рассрочки                                            Спор между банками и маркетплейсами по поводу законности скидок, разгоревшийся несколько недель назад, вызвал широкий общественный резонанс. Оппоненты не скупятся на взаимные обвинения, в конфликт вовлечены Банк России, министерства и ведомства, депутаты Госдумы. Чем может закончиться выяснение отношений и пострадают ли в итоге рядовые покупатели?                                                                                © Александр Манзюк/ТАСС      Содержание:        Осеннее обострение ситуации       Книга жалоб и предложений       Секреты конкурентной привлекательности       Чего боится регулятор     Осеннее обострение ситуации  Возмутителем спокойствия выступил глава Сбербанка Герман Греф. 17 ноября на конференции ЦБ «Фокус на клиента» он заявил, что маркетплейсы действующей политикой скидок и программ лояльности, в том числе применяемых при оплате покупок картами своих банков, покусились на святое – на доходы федерального бюджета. Мол, именно из-за скидок, предоставляемых электронными торговыми площадками покупателям, казна к 2026 году недосчитается примерно 1,5 трлн руб. налоговых поступлений. На эпитеты и яркие образы Греф не поскупился, призвав собравшихся бороться с «торговым рабством».  Маркетплейсы последние годы попадают под огонь критики с завидной регулярностью. В октябре 2024-го на форуме Finopolis свой счет им выставил глава ВТБ Андрей Костин. По его версии, «Почта России» проиграла конкуренцию, поскольку нет единых условий регулирования. Прозвучало и главное обвинение: «все маркетплейсы стоят огромных денег сегодня по капитализации, но совершенно не производят прибыли».  Может сложиться впечатление, что банкирам не дает покоя бурный рост онлайн-торговли в РФ. Только за девять месяцев 2025-го рынок, по оценке Ассоциации компаний интернет-торговли (      АКИТ ), в годовом выражении увеличился на 32%, до 8,2 трлн руб. По статистике, 97% продаж приходится на интернет-магазины и платформы.  Доля Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркета», MegaMarket, согласно      аналитике ресурса «Блог TotalCRM», составляет около 80% всех онлайн-заказов. На Wildberries приходится 56% продаж и 30% выручки, на Ozon – 21% продаж и 23% выручки. Получается, что эти две платформы, привлекая скидками основную массу продавцов и покупателей, наносят наибольший ущерб бюджету РФ?  Герман Греф был услышан председателем правления      Банка России Эльвирой Набиуллиной, присутствовавшей на конференции. Глава регулятора выразила убеждение, что маркетплейсы, являющиеся равноудаленной инфраструктурой, не вправе финансировать скидки и бонусы, предназначенные для продуктов отдельных банков.     Книга жалоб и предложений  Делу дали ход. 20 ноября пять банков – Сбербанк, ВТБ, Т-банк, Альфа-банк, Совкомбанк – разослали по разным инстанциям, включая администрацию президента, правительство и ЦБ, коллективную жалобу на ущемление цифровыми платформами их прав и интересов. Вскоре стало известно о письме Набиуллиной в Минэкономразвития с призывом запретить маркетплейсам устанавливать цены в зависимости от способа оплаты товара. Это, дескать, позволит выровнять условия для конкуренции и обеспечить переход от «ценовой гонки на истощение» к устойчивому развитию электронной торговли.       Минфин не остался сторонним наблюдателем: глава ведомства Антон Силуанов в интервью телеканалу «Россия-24» сообщил, что в отношении продавцов (селлеров) на маркетплейсах, уклоняющихся от налогов, будут приняты меры. Министерство финансов и Федеральная налоговая служба (ФНС) считают решение данной задачи одним из приоритетов борьбы с теневым сектором экономики.      Гипермаркеты цифровой эпохи: как маркетплейсы меняют наше представление о розничной торговле                Среди депутатов Госдумы полного единства нет. Глава комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков ранее заявлял о «нездоровых условиях», в которых работают российские маркетплейсы. Нарушения он усмотрел в том числе в создании в 2021 году аффилированных Вайлдберриз-банка, Ozon-банка и Яндекс-банка.  Лидер фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов придерживается другого мнения. Он опасается, что отмена скидок на маркетплейсах негативно отразится на кошельках россиян и подавит конкуренцию. Причина конфликта в том, что интернет-площадки успешно развивают свои банки, что «встало банковскому лобби поперек горла», подчеркнул депутат.  Реакцию маркетплейсов можно назвать предсказуемой. Основательница Wildberries Татьяна Ким назвала происходящее «циничным уничтожением конкурентов». Категорически опровергла она и обвинения в нарушениях налогового законодательства, сославшись на руководителя ФНС Даниила Егорова. В свое время чиновник оценил риски нарушения налогового законодательства компаний и ИП на маркетплейсах на уровне 0,3%.  В Ozon считают, что инициатива банков направлена на ограничение популярных цифровых платформ. И если она будет поддержана, то пострадает рядовой потребитель, для которого снизится доступность многих товаров. «Предлагая запретить маркетплейсам скидки, банки вводят двойные стандарты. Они считают, что им можно предоставлять скидки и бонусы своим клиентам внутри своих систем, а маркетплейсам нельзя», – резюмировал Ozon.  В Московском обществе защиты потребителей (МОЗП) утверждают, что скидки маркетплейсов основаны не на искусственном занижении цен, а на перераспределении комиссии за эквайринг. Запрет скидок по картам Вайлдберриз-банка, Ozon-банка и Яндекс-банка «гарантированно приведет к росту цен, стагнации в финтехе и замедлению экономического роста», предупреждают юристы.     Секреты конкурентной привлекательности  Конфликт сейчас в самом разгаре. Когда он завершится и чья возьмет, учитывая огласку и широкий общественный резонанс, сказать сложно. Быстрая и безоговорочная победа банковского лобби очевидной не кажется. Во всяком случае, ЦБ уже не хочет форсировать события. «Какие-то решения и варианты, каким образом корректировать действующий закон либо отложить эту корректировку, появятся в самое ближайшее время», –      цитируют «Известия» заместителя председателя правления Банка России Алексея Гузнова.  Независимые эксперты полагают, что разбираться в ситуации должна Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Советник юридической компании «Пепеляев Групп» Евгений Мушта напомнил, что ЦБ всего лишь выразил мнение относительно законности практики предоставления скидок при использовании карт кэптивных (созданных для обслуживания одной компании) банков. Установить истину предстоит ведомству, которое наделено соответствующими компетенциями, полномочиями вмешаться и дать правовую оценку соблюдения норм антимонопольного законодательства.      Жизнь в рассрочку: какую замену потребкредитам нашли маркетплейсы и магазины                «Не буду удивлен, если в ФАС внимание обратят не только на Wildberries или Ozon, но и на другие экосистемы и рынки, в том числе на обычные банки, предоставляющие выгоды потребителям в зависимости от инструмента оплаты товара, работы или услуги. Это было бы логично, коль скоро рассматриваемая бизнес-практика стала предметом внимания со стороны государства и надзорных органов», – подчеркнул юрист.  У антимонопольного ведомства могут появиться вопросы, например, к тому же Сбербанку, в экосистему которого входят «Мегамаркет», сервисы «Самокат» и «Купер». Как отметила в своем письме Татьяна Ким, только в прошлом году «Сбер» инвестировал в небанковские активы около 790 млрд руб. Причем большая часть средств потрачена как раз на программы лояльности.  Маркетплейсы стали ключевым элементом товаропроводящей цепи. Они конкурируют не только со стационарной торговлей, но и с банками. Этим определяется их влияние на экономику и повышенное внимание со стороны государства, говорит исполнительный директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина Антон Свириденко.  Важнейший элемент, который внесли маркетплейсы, – конкуренция. Хотя главных площадок немного, а кто-то жалуется на дуополию (доминирование) Wildberries и Ozon, но к цифровым платформам присоединяются тысячи мелких вендоров, что обеспечивает массовую конкуренцию на рынке электронной торговли, продолжает эксперт.  «Конкуренция позволяет избегать олигопольных сговоров, снижать цены на товары и услуги, тем самым помогает сдерживать инфляцию в экономике. Маркетплейсы, борясь за покупателя, создали свои банки, что помогает им, экономя на комиссиях и эквайринге, предоставлять скидки», – объясняет Свириденко. Схема придумана не в России: Alibaba в 2015-м создал банк MyBank, финсервисы продвигает и другой игрок на глобальном рынке интернет-торговли – Amazon. Появление у торгово-промышленных групп собственной финансовой инфраструктуры собеседник «Профиля» назвал «нормальной практикой мировой рыночной системы».  В России в сфере финансовых услуг для населения и бизнеса доминируют нескольких крупнейших банков. Они относятся к системообразующим, многие с госучастием, поэтому могут рассчитывать на поддержку правительства и ЦБ в борьбе за долю прибыли. Однако в данном случае претензии банков и поддержавшего их регулятора к маркетплейсам трудно назвать обоснованными, говорит Антон Свириденко.  «Да, Вайлдберриз-банк, Ozon-банк и Яндекс-банк при оплате заказов на своих платформах дают покупателям неплохие скидки. Но почти всегда средства в банки маркетплейсов поступают со счетов обычных банков, которые на этих деньгах уже успели заработать», – напомнил эксперт.  Кроме того, маркетплейсы предоставляют скидки за счет того, что берут на себя издержки на комиссию и на эквайринг аффилированных банков. Традиционным банкам никто не запрещает также снизить ставки по эквайрингу и операциям, сделав оплату онлайн-заказов по своим картам привлекательной для клиентов. Вот почему найти прямые нарушения конкуренции со стороны маркетплейсов ФАС будет достаточно сложно, делает вывод Антон Свириденко.     Чего боится регулятор  Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст» Олег Абелев предлагает рассматривать ситуацию несколько под иным углом. Действия ЦБ направлены главным образом на снижение рисков на финансовом рынке и борьбу с недобросовестной конкуренцией, убежден он. «Дочерние банки маркетплейсов имеют серьезные преимущества. Им доступны уникальные данные: поведение каждого покупателя, его покупки, средний чек, кредитная история. Располагая такой информацией, можно предлагать максимально выгодные условия кредитования в момент покупки, чего не могут сделать банки», – подчеркнул финансовый аналитик.  ЦБ, вероятно, видит угрозу в том, что маркетплейсы и банки, конкурируя друг с другом, в погоне за ростом снизят стандарты скоринга. Это может привести к наращиванию дешевой долговой нагрузки, а в перспективе – к волне дефолтов, пояснил Олег Абелев. Таким образом, регулятор, поддержав жалобу банков, стремится сыграть на опережение, чтобы предотвратить масштабный кризис.  «Если решения будут приняты в пользу классических банков, то в среднесрочной перспективе продавцы и производители почти наверняка проиграют. Что закономерно, ведь снизится конверсия в покупке, выгодная для покупателей рассрочка. Товары подорожают, поскольку маркетплейсы увеличат комиссии для продавцов, а те будут закладывать издержки в цену для конечного потребителя», – резюмировал собеседник «Профиля».     Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы:    Профиль-News , и    журнал Профиль . Скачивайте полностью    бесплатное мобильное приложение журнала

Источник:

https://profile.ru/society/zakrytaya-rasprodazha-zapretyat-li-marketplejsam-skidki-i-rassrochki-1790114/

0 коммент.:

Отправить комментарий