вторник, 25 февраля 2025 г.

Запретят снижать цены? Почему магазины техники жалуются на мар... - Телеканал 78 (https://78.ru).

Краткое описание:

Кроме того, необходимо постоянно работать в направлении маркетинга: планировать сезонные скидки, проведение стимулирующих акций для поддержания ...

Скриншот страницы:

                      Запретят снижать цены? Почему магазины техники жалуются на мар...                                                                                                                                                       Главная      Новости      Статьи      Телеканал                   Телепрограмма    Программы    Прямой эфир   Проекты     Контакты    Реклама и спонсорство    Как нас смотреть?    Правовая информация    Охрана труда    Обратная связь    Авторское право на систему визуализации содержимого сайта 78.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «ТВ КУПОЛ». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. При использовании материалов сайта 78.ru просьба ссылаться на сетевое издание 78.ru, используя гиперссылку, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на 78.ru Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на сайте 78.ru, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71293 выдано Роскомнадзором 17.10.2017 Все права защищены © ООО «ТВ КУПОЛ» 2025 г.           Прямой эфир                 Новости      Статьи      Телеканал                   Телепрограмма    Программы    Прямой эфир   Проекты                                                        -1   Пробки   2   $ 86.63   € 90.94         В МАРТЕ «ГОРЬКОВСКУЮ» ПОЛНОСТЬЮ ЗАКРОЮТ НА ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ     ЗА ГОД В ПЕТЕРБУРГЕ ОЧИСТИЛИ ОТ ГРАФФИТИ БОЛЕЕ 300 НЕЖИЛЫХ ЗДАНИЙ     В ЛЕНОБЛАСТИ УСТАНОВЯТ КАМЕРЫ НА МУСОРНЫХ ПЛОЩАДКАХ     КАПРЕМОНТА ЖДУТ ПОРЯДКА 2000 МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ В ПЕТЕРБУРГЕ     СБРОШЕННУЮ С ОБРЫВА В КРЫМУ КОШКУ МУСЮ НАШЛИ ЖИВОЙ     ИННОВАЦИОННЫЙ ОСТАНОВОЧНЫЙ ПАВИЛЬОН ТЕСТИРУЮТ В ПЕТЕРБУРГЕ     ВРАЧИ И ФАРМАЦЕВТЫ БОЛЬШЕ НЕ СМОГУТ ОБУЧАТЬСЯ ДИСТАНЦИОННО     РОССТАНДАРТ ВВОДИТ С 1 ЯНВАРЯ 2026 ГОДА НОВЫЕ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ     ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В ПРИБАЛТИКЕ СТАЛО В 60 РАЗ ДОРОЖЕ, ЧЕМ В ФИНЛЯНДИИ     ТИМУР ЗАЙНУЛЛИН СТАЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОМИТЕТА ПО ПЕЧАТИ ЛЕНОБЛАСТИ          ТОРГОВЛЯ    ЦЕНЫ   Запретят снижать цены? Почему магазины техники жалуются на маркетплейсы и чем это грозит   Лилия Батршина   Сегодня, 17:05  На маркетплейсы вновь жалуются: на этот раз недовольны магазины электроники, которые утверждают, что интернет-площадки устанавливают нерыночно низкие цены на технику, чтобы приманить покупателей. Жалобы дошли до ФАС, а среди предложений звучит даже установление единой минимальной цены для офлайн- и онлайн-сегмента. Чем закончится это противостояние? Разбирался 78.ru вместе с экспертами.             Коллаж 78.ru: freepik.com/drobotdean, ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина, ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов, flaticon.com/Freepik    Не первая атака  Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники обратилась в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на маркетплейсы, которые устанавливают настолько низкие цены на бытовую технику, что офлайн-сегмент не может с ними конкурировать.  По мнению представителей ассоциации, такой демпинг незаконен, ведь цены устанавливаются ниже рыночных — то есть средней стоимости товаров у всех продавцов на рынке. А бывает и так, что цены в ходе распродаж опускаются и ниже себестоимости товара, при этом разница между онлайн- и офлайн-ценами может составлять от 20 до 70%.  Интересно, что это уже не первая «атака» на маркетплейсы со стороны физической розницы. Так, с середины 2024 года они подвергались регулярным обвинениям со стороны сначала торговых центров, а затем — игроков канцелярского рынка.  Торговые центры просили уравнять их в правах с маркетплейсами, увидев несправедливость в том, что онлайн-площадки несут меньшие затраты по налогам и другим статьям. Ассоциация канцелярского рынка России просто жаловалась на низкие цены на маркетплейсах премьер-министру РФ Михаилу Мишустину. А топ-менеджер хобби-гипермаркета «Леонардо» и вовсе    обвинил маркетплейсы в закрытии части магазинов сети.  — Объективные причины таких обвинений — падение объёмов продаж у офлайн-магазинов и потеря ими рыночных сегментов в результате перетока покупателей на онлайн-площадки. В итоге такие магазины вынуждены принимать меры для того, чтобы не понести существенные убытки: они сокращают ассортимент своей продукции и количество торговых точек, переходя таким образом на менее выгодную модель продажи товаров, — объяснила в беседе с 78.ru доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих.     Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов  Действительно, на это указывают в своих претензиях и магазины электроники: продажи в физической рознице за 2024 год, по их данным, упали на 16%, а федеральные сети лишились своего доминирующего положения на рынке — их место заняли маркетплейсы. И на первый взгляд их обвинения имеют под собой основания, ведь физическая розница действительно несёт более серьёзные убытки при своей работе, чем маркетплейсы.    — Ущерб офлайн-магазинам наносится и по другим причинам, к которым следует отнести рост стоимости аренды (особенно в небольших городах, где исправно работают WB и Ozon), изменение потребительских предпочтений и привычек (многим людям стало удобно заказывать товары, не выходя из дома), закрытие нерентабельных торговых площадок (чаще всего закрываются большие гипермаркеты, уступая место компактным и более удобным офлайн-точкам с пунктами выдачи заказов), — перечислила Линда Рыжих.  Однако главная проблема, с которой сталкивается офлайн-розница, — это всё же очень низкие цены на маркетплейсах, с которыми она не может конкурировать. И для её решения предлагает самые жёсткие меры.  Заниженно, но честно  Практика, когда маркетплейсы устанавливают на товары заниженную цену, действительно существует, подтвердила Линда Рыжих. Однако назвать её нечестной конкурентной борьбой, по мнению эксперта, нельзя.  — Рынок, как известно, предполагает наличие различных форматов торговли, и все хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность ради получения прибыли. Для этого используются различные инструменты борьбы за потребительский спрос. В частности, маркетплейсы могут использовать такую схему с одной логичной коммерческой целью — увеличить объёмы продаж за счёт привлечения большего числа покупателей и заработать бо́льшую сумму комиссий, — пояснила эксперт.     Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко  Маркетплейс — это только площадка, которая предоставляет продавцам возможность размещать свои товары. Грубо это можно сравнить с арендой площадей в торговом центре, а за аренду, как известно, нужно платить. Маркетплейс в качестве платы собирает комиссии с продаж. Как рассказал много работающий с маркетплейсами генеральный директор ООО «Ниена Принт» Евгений Бакланов, такие комиссии на стандартные потребительские товары составляют 30–35%.  — К примеру, если мы продаём товар за 1000–1600 рублей, то 350 рублей уходит на комиссию маркетплейса. Если сравнивать это с наценкой, которую делают в массовых магазинах, таких как «Пятёрочка», «Лента» или других, то она тоже составляет 30–35% от закупочной цены. На продукты питания наценка регулируется государством и ограничена 25%. В результате, после того как комиссия маркетплейса забирает свою долю, а оставшиеся средства идут на покрытие расходов, налоги и другие обязательства, предприниматель в этой сфере получает гораздо меньше, чем тот, кто работает в офлайн-торговле, — рассказал он.  Прибыль у продавцов, которые работают на маркетплейсах, часто оказывается не такой высокой, более того — доход ниже, чем у продавцов в обычных магазинах, указал Евгений Бакланов. На это, комментируя регулирование цен на маркетплейсах, обратил внимание в беседе с 78.ru и руководитель аудиторско-консалтинговой группы АИП, эксперт Московского отделения «Опоры России» по финансово-правовой безопасности бизнеса Сергей Елин: он отметил, что высокие комиссии на маркетплейсах приводят к монопольным рискам.  — Они могут быть даже более существенными, потому что комиссии площадок весьма высокие, и при нарушениях может быть сверхобогащение самих площадок. Здесь также могут быть нарушения антимонопольного законодательства и, наверное, можно было поднимать регулирование комиссий площадок скорее, чем цен на онлайн-офлайн-товары, — отметил эксперт.  ФАС уже обращала на это свой карающий взор: недавно Ozon и Wildberries она признала коллективными монополистами, а в начале февраля вынесла предупреждение из-за условий распродаж, когда товары попадали в дисконтные категории автоматически, без согласия продавцов. Однако нельзя обвинять во всём только сами площадки — Сергей Елин отметил, что существует и проблема картельных сговоров, когда цены между собой регулируют сами поставщики.  — Это вотчина ФАС — выявление этих нарушений и привлечение к ответственности нарушителей. Сложность заключается в том, что антимонопольная деятельность ФАС в большей степени ориентирована на крупный бизнес, а в маркетплейсах приходится сталкиваться с такими действиями со стороны малого и среднего бизнеса, и ФАС на фоне крупных игроков, может быть, сложнее выявлять эти мелкие ситуации, сложнее привлекать к ответственности, потому что бывает так, что с малых игроков не всегда есть возможность что-то взыскать, — констатировал эксперт.     Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов  Контроль, который позволит не допускать таких ситуаций и обеспечить соблюдение рыночных механизмов, действительно должен быть, считает Сергей Елин — например, можно было бы доработать текущую систему мониторинга и штрафов с учётом специфики маркетплейсов.  Вредное предложение  Однако в письме ассоциации есть намёк и на более жёсткие меры в отношении цен — во всяком случае, его увидели в самих маркетплейсах. Так, представитель Wildberries заявил СМИ, что предложение «по сути сводится к требованию установить во всех каналах продаж одинаково высокие цены на товары массового спроса». И правда, предложение проверить законность низких цен на электронику на маркетплейсе логично предполагает, что если их признают незаконными, продавцам на маркетплейсе придётся поднимать их до некоего «общего» уровня.  Опрошенные 78.ru эксперты сошлись во мнении: такое предложение вредно и не должно быть реализовано.  — Я считаю, что это неправильно, потому что теряется вообще сама концепция маркетплейса, которая строится на том, что снижаются издержки и за счёт снижения издержек покупатель получает товар по более низкой цене с доставкой на дом, а кто хочет насладиться процессом вживую, идёт в магазин. Если же маркетплейсы будут уравнивать цены с офлайном, то какой смысл тогда в них? — задался вопросом Сергей Елин.  Евгений Бакланов заявил, что он категорически против такого подхода, и напомнил, что товары продают не сами маркетплейсы — это делает в основном малый и средний бизнес. Работа этих продавцов не отличается от офлайн-торговли: они точно так же предоставляют необходимые сертификаты и соблюдают требования закона, платят налоги. Маркетплейс — легальная площадка, и ущемляя её, урежут права прежде всего малого и среднего бизнеса, к тому же вмешиваясь в рыночные процессы и нарушая конкуренцию.  — Ограничительные меры, такие как создание единой цены для всех каналов продаж, не будут соответствовать современным рыночным условиям. Это попытка ограничить конкуренцию, в конечном итоге такие инициативы вредят самому бизнесу. В условиях свободного рынка любые попытки регулирования могут только замедлить развитие. Мелкие и средние продавцы, которые активно используют маркетплейсы, просто не получат такой же доход, как раньше, если начнут ограничивать ценовую политику. На мой взгляд, такие инициативы абсолютно неактуальны, — указал он.     Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов  Благодаря маркеплейсам малый и средний бизнес может выходить на новые рынки и повышать продажи, а подобные ограничительные меры могут помочь разве что тем, кто не готов адаптироваться к рынку, подытожил Евгений Бакланов.  Линда Рыжих же успокоила: по её мнению, такая идея маловероятна для реализации, а кроме того, не всегда экономически обоснована.  — Дело в том, что разница в стоимости товаров при различных форматах торговли определяется, в первую очередь, издержками, связанными с содержанием торговой точки, что напрямую влияет на конечную стоимость товара и прибыль магазинов. Очевидно, такие затраты выше у хозяйствующих субъектов, функционирующих офлайн, поэтому и цены будут соответствующими, они будут отличаться от цен маркетплейсов, что логично, — пояснила она.  Единственный вариант, когда подобные ограничения могут быть введены, считает Линда Рыжих — это временная мера в рамках маркетинговой стратегии по формированию дополнительной ценности для клиентов и выравнивания рыночного спроса с помощью стимулирования покупок в магазинах. Во всех других случаях это не только опасно для рынка, но и не имеет смысла.  — Пострадают прежде всего покупатели, потому что они не смогут получить товар по той цене, по которой они его могут получить в онлайне. Они будут получать товар по цене офлайна, и поставщики-то, может быть, в итоге и не выиграют, мы уйдём от свободного рынка. В этой ситуации, на мой взгляд, проиграют все, — резюмировал Сергей Елин.  Борьба за будущее  Проблема тем не менее существует — на это указывают регулярные «атаки» на маркетплейсы со стороны представителей офлайн-торговли. Онлайн-площадки удобны для покупателей, и с каждым годом всё заметнее их переток из физической розницы, поскольку возможность спокойно сделать выбор, сидя на диване, многим нравится.  — Маркетплейсы зачастую имеют преимущества, привлекательные для потребителей: предлагают более широкий ассортимент товаров (разнообразие выбора с полным обзором всех позиций на сайте и отзывами), быструю доставку, удобные условия покупки и т. д. Важно отметить, что на маркетплейсе оформление возврата товара при необходимости, как правило, является более простой и быстрой процедурой, — напомнила Линда Рыжих.  Физическая розница, очевидно, боится за своё будущее, и так ли она неправа? Продажи заметно падают, а доля маркетплейсов растёт, и всё чаще звучат вопросы, не пропадут ли офлайн-магазины окончательно.     Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов  Впрочем, эксперты не склонны к категоричности: они уверены, что будущее — за комбинированными форматами. Уже сегодня, как отметил Евгений Бакланов, множество продавцов понимают, что онлайн-каналы — часть их бизнеса, и работать только в офлайне невозможно. Кроме того, многое зависит от того, о каком именно товаре и в какой ценовой категории идёт речь, уточнил Сергей Елин.  — Многое зависит от товарного сегмента: на маркетплейсах хорошо продаётся недорогой товар, а если мы говорим о премиальном товаре или товаре, потребительские свойства которого нужно дополнительно раскрывать через дополнительный маркетинг, то в этом случае как раз-таки большое значение имеет и офлайновая площадка, где можно пощупать, посмотреть. К примеру, те же люксовые сегменты одежды — не случайно они стабильно сохраняют своё присутствие в офлайне: потребителю хочется походить, посмотреть и оценить всесторонне дорогостоящую покупку, и он это делает не только с картинки, а тактильно, визуально, в живом осмотре, — пояснил эксперт.  Сергей Елин уверен, что офлайн-торговля останется, однако претерпит трансформации. Такого же мнения придерживается и Линда Рыжих: она отметила, что среди покупателей всегда были и будут такие категории, которые предпочтут вживую оценить габариты и качество техники, особенно дорогостоящей, и получить исчерпывающую информацию от консультанта в торговом зале.  — Офлайн не пропадёт уже потому, что всегда будут желающие прийти в магазин электроники своими ногами и увидеть всё глазами, потрогать руками, поговорить с консультантом и выпить при этом за счёт магазина чашку кофе, — уверена эксперт.  Однако и она прогнозирует офлайн-формату трансформации: к примеру, внедрение интерактивных зон, в том числе с элементами виртуальной реальности, повышение клиентоориентированности благодаря совершенствованию обратной связи и оптимизации сервиса. В итоге офлайн-магазины могут превратиться в своеобразные центры услуг, где можно протестировать и отремонтировать технику, получить должный сервис.     Фото: Petrov Sergey/globallookpress.com  А что касается офлайна и маркетплейсов, то их отношения должны быть урегулированы в первую очередь в нормативно-правовом аспекте.  — Необходимо найти «золотую середину» между экономическими интересами рыночных игроков: меры государственного контроля за деятельностью маркетплейсов и механизмы самоконтроля должны быть оптимально сбалансированы, — резюмировала Линда Рыжих.  Делать это, вероятно, предстоит ФАС и, учитывая постоянную «бомбардировку» темы маркетплейсов со стороны различных офлайн-сегментов, уже скоро. Но к какими выводам придёт ведомство, гадать сложно.           Есть новость? Присылайте нам!             Будет интересно                      Пенсия в 2025 году: индексация работающим пенсионерам, почему никто не уйдёт на пенсию                    «Самое ужасное — видеть бездыханные тела детей»: о чём не любят говорить сотрудники МЧС                    Тиранит 20-летнюю жену, не рад дочери и мечтает о Москве: как живёт в Испании Белый*                    Скандал со сливом фото, «брошенный сын» и травля: почему завидуют Николаю Цискаридзе                    Винокур сделал звездой, жена объявила войну, а он стал отцом под 50: жизнь Грушевского                  Прямой эфир  Сейчас: «Известия 78». Итоги дня 12+    Главное сегодня       Происшествия Сегодня, 20:08  Из загоревшейся сауны в Колпино эвакуировали 16 человек       Общество Сегодня, 19:34  В марте «Горьковскую» полностью закроют на целый день       Общество Сегодня, 18:57  Вестибюли станций метро «Казаковская» и «Путиловская» благоустроят к лету       Общество Сегодня, 16:44  Госдума одобрила петербургские поправки к федеральному законодательству о КРТ       Последние новости       Общество Сегодня, 22:15  Съёмки «Папиных дочек» ограничат движение в центре Петербурга       Общество Сегодня, 21:48  В Ленобласти снизят аварийность на электросетях по примеру Беларуси       Общество Сегодня, 21:30  На месте завода на Кожевенной линии возведут семиэтажный дом       Общество Сегодня, 21:14   С начала года владельцы собак в Петербурге получили более 100 протоколов       Экономика Сегодня, 21:03  Разработчик видеоигр из Петербурга в 2024 году получил выручку в 35 миллиардов рублей         Общество Сегодня, 20:55  В Петербурге будут развивать сувенирное производство       Происшествия Сегодня, 20:49  В Петербурге впервые разбирают дело о злоупотреблении при выполнении гособорзаказа       Общество Сегодня, 20:35  Уровень заболеваемости ОРВИ и гриппом в Петербурге увеличился почти на 10% за неделю       Власть Сегодня, 20:23  Ленобласть предоставит субсидии на покупку жилья семьям погибших участников СВО       Происшествия Сегодня, 20:10  В ТРК «Норд» росгвадейцы задержали пьяного мужчину, разгромившего прилавок с книгами       Общество Сегодня, 20:55  В Петербурге будут развивать сувенирное производство       Происшествия Сегодня, 20:49  В Петербурге впервые разбирают дело о злоупотреблении при выполнении гособорзаказа               Контакты    Реклама и спонсорство    Как нас смотреть?    Правовая информация    Охрана труда    Обратная связь    Авторское право на систему визуализации содержимого сайта 78.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «ТВ КУПОЛ». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. При использовании материалов сайта 78.ru просьба ссылаться на сетевое издание 78.ru, используя гиперссылку, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на 78.ru Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на сайте 78.ru, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-71293 выдано Роскомнадзором 17.10.2017 Все права защищены © ООО «ТВ КУПОЛ» 2025 г.     Перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной:   В России признаны экстремистскими и запрещены организации   Организации, СМИ и физические лица, признанные в России иностранными агентами:

Источник:

https://78.ru/articles/2025-02-25/zapretyat-snizhat-ceni-pochemu-magazini-tehniki-zhaluyutsya-na-marketpleisi-i-chem-eto-grozit

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий